Полный адрес 83 одшбр. Один день из жизни уссурийских десантников (6 фотографий)

Молодые бойцы 83 отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады, призванные из различных регионов Дальнего Востока, в минувшие выходные приняли присягу. Среди новобранцев оказался и мой младший брат, так что репортаж снять я был просто обязан!

Побывать на событии, которое случается только раз в жизни каждого мужчины, смогли родственники молодых солдат-срочников. После торжественной церемонии родители бойцов познакомились с командованием части, провели встречу с офицерами в режиме «вопрос-ответ».

1.

Личный состав роты молодого пополнения был укомплектован, в основном, призывниками из Приморья, Амурской области, Якутии и ЕАО.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

А вот на переднем плане мой брат.
19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Ни одни крупные учения на Дальнем Востоке не обходятся без участия 83 бригады ВДВ. В 2002 году на мысе Клерк успешно отработано боевое взаимодействие с подразделениями морской пехоты Тихоокеанского флота. Учения «Мобильность-2004» показали, что уровень подготовки десантников 83 овдбр Уссурийск никак не ниже, чем у их коллег из 76 дивизии ВДВ. В 2005-2006 годах проводится ряд успешных учений на Сахалине, в Хабаровске и в амурской области. Также в 2006 г. 83 овдбр признается лучшим соединением округа.

Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 158 бригаде присвоено почетное наименование «гвардейская».

28.

Подробнее о бригаде можно прочитать
29.

30.

31.

Многие бойцы в выходной день были отпущены в увольнение, чтобы пообщаться с родными и близкими в неофициальной обстановке.
32.

Ближайший год ребята будут заниматься вот такими штуками:



В четверг и пятницу, 26 и 27 марта, сразу на нескольких полигонах Приморского края солдаты и офицеры 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады провели активную часть широкомасштабных учений под руководством генерал-майора Андрея Холзакова.


Приказом президента Владимира Путина бригаде присвоено почетное наименование «гвардейская».


С 23 марта в Уссурийске под руководством заместителя командующего Воздушно-десантными войсками (ВДВ) генерал-майора Андрея Холзакова проводится тактическое учения с отдельной десантно-штурмовой бригадой. В нормативные сроки подразделения бригады приведены в высшие степени боевой готовности и вышли в район сосредоточения.
--
Спасибо за внимание!
--
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников

83-я отдельная десантно-штурмовая (воздушно-десантная) бригада

Предшественником 83 десантно-штурмовой бригады (Уссурийск) стал сформированный в ноябре 1985 года 65-й отдельный десантно-штурмовой батальон (65 ОДШБ).

К ноябрю 1986 года на территории Польши (г. Бялогард) на основе 65 ОДШБ происходит создание 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады Главного командования Западного направления. 83 ОДШБр (в/ч 71289) формировалась на территории гарнизона 126 ОРР 6-й гвардейской мотострелковой дивизии.

Первоначальный состав 83 ОДШБр: 2 парашютно-десантных батальона, десантно-штурмовой батальон, артиллерийский дивизион, подразделения связи, ремонта и обеспечения. Однако в 1987 году практически вся бронетехника типа БМД, необходимая для десантно-штурмового батальона, была передана другим соединениям, что по сути означает, что на тот момент все батальоны были парашютно-десантными, а 3 ДШБ был таким лишь формально, на самом являясь ПДБ. Это интересный случай из истории 83-й десантно-штурмовой бригады.

В 1990 году соединение становится 83 бригадой ВДВ после переподчинения командованию Воздушно-десантных войск. В том же году 83 ОДШБр перебрасывается из Польши в Уссурийск. 27 марта 1990 года 83-я отдельная десантно-штурмовая бригада переформировывается в 83 ОВДБр г. Уссурийск.
К январю 1996 г. 83-я отдельная воздушно-десантная бригада вошла в подчинение командования Дальневосточного военного округа. С февраля того же года управление и руководство 83 овдбр осуществляет лично командующий войсками округа.

Стоит отметить один довольно интересный эксперимент. В 1996 году в состав бригады вошел 111-й отдельный танковый батальон, дислоцированный в н.п. Ляличи. Боевая техника 111 отб насчитывала 31 танк Т-80Б, включая несколько учебно-боевых.

В том же году парашютно-десантные батальоны получили номерные обозначения. Состав 83 десантно-штурмовой бригады Уссурийска на 1996 г.: 593-й опдб, 635-й опдб и 654-й опдб.
Известно, что десантники из Уссурийска принимали участие в боевых операциях во время 2-й Чеченской войны в составе сводных подразделений.

83 овдбр в наше время.
Ни одни крупные учения на Дальнем Востоке не обходятся без участия 83 бригады ВДВ. В 2002 году на мысе Клерк успешно отработано боевое взаимодействие с подразделениями морской пехоты Тихоокеанского флота. Учения «Мобильность-2004» показали, что уровень подготовки десантников 83 овдбр Уссурийск никак не ниже, чем у их коллег из 76 дивизии ВДВ. В 2005-2006 годах проводится ряд успешных учений на Сахалине, в Хабаровске и в амурской области. Также в 2006 г. 83 овдбр признается лучшим соединением округа.

Состав бригады сегодня: управление 83 ОДШБр (в/ч 71289), 635 опдб, 654 опдб, 9 отдельный артиллерийский дивизион, 111 отдельный танковый батальон, зенитная ракетно-артиллерийская батарея, спецподразделения.

Тяжелое вооружение 83 овдбр Уссурийск:
- танки Т-80Б - 31 ед;
- БТР-80/82А - 30 ед;
- БМП-2 - 61 ед;
- гаубицы 2А18М Д-30 - 18 ед;
- 82-мм минометы 2Б14 - 18 ед.

Как мы видим, 83 овдбр обладает достаточно серьезной огневой мощью, чтобы стать важным фактором, гарантирующим мир в дальневосточном регионе.
Многое для укрепления боеготовности части в Уссурийске сделали командир 83 бригады ВДВ п-к Гусев и начштаба п/п-к Бушуев. Многие десантники 83 ОДШБр с теплом вспомнят командира бригады полковника Юрия Волянинова, а более старшее поколение - Владимира Казанцева.

Подполковник запаса В. Н. Дрокин – ветеран 83-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады, которая в 2016 году отметит свое 30-летие.

А в 1983-м Виктор Николаевич был направлен в польский город Бялогард еще до ее рождения. Группа офицеров, в которой был капитан-афганец Виктор Дрокин, формировала предшественника 83 огдшбр – отдельный воздушно-десантный батальон.

В бригаде Виктор Николаевич прослужил 20 лет, а с мая 2001-го ровно четыре года был на должности заместителя командира бригады и начальником воздушно-десантной службы этого соединения.

Вспоминая середину 80-х, бывалый десантник рассказал и о себе, и об интересных случаях из своей военной жизни:

ЗА ПОГОНАМИ – НА РОДИНУ

«Две трети всего периода армейской службы я отдал 83 огдшбр. Это очень значимая часть моей офицерской жизни, как и многих сослуживцев по бригаде.

Осенью 1985 года, получив направление за границу, я приехал в Бялогард, чтобы продолжить службу в составе Северной группы войск СССР, входящих в Вооруженные силы стран-участниц Варшавского договора.

В военном городке меня удивили разные цвета погон на военнослужащих. Тогда еще не было известно, в какой форме будет ходить личный состав ещё не родившегося воинского соединения.

Разведывательно-десантная рота, на базе которой до бригады формировался воздушно-десантный батальон, носила форму мотострелков. Да и офицеры прибывали, откуда угодно. Не было только моряков.

Чисто десантников не набиралось и трети всего состава нового батальона. Соответствующей формы на военных складах для них тогда еще не было. Комбат подполковник В. М. Синицин решил проблему просто: приказал всем убывающим в отпуск офицерам и прапорщикам возвращаться при погонах десантников, что и было выполнено с особым усердием. За пару месяцев батальон приобрел приличный вид подразделения ВДВ. А позже и форма появилась.

СРАЗУ ПОПАЛИ В ОБОРОТ

Командованию бригады в процессе ее формирования пришлось очень нелегко. Офицеров, ранее служивших в Воздушно-десантных войсках, было немного.

Трудности были в основном бытового плана. Казарменных помещений не хватало, солдаты размещались в тесных кубриках с двухъярусными койками. Офицеры жили в разных частях города, и даже на территории других частей. Общежитие для лейтенантов организовали на чердаке казармы.

Артиллеристы вообще год прожили в палатках на полигоне и не жаловались. Все проблемы решали планово. Ну а расслабляться вообще никому не приходилось. Дисциплина поддерживалась очень жесткая. «Дембеля» только у себя в пехоте были таковыми, а у нас они сразу попали в оборот.

К сентябрю после отпуска прибыли сразу около двухсот свежеиспеченных лейтенантов. Но и они нуждались в парашютно-десантной подготовке, так как окончили преимущественно либо общевойсковые вузы, либо училища других родов войск.

В такой переломный момент из всей разношерстной массы военнослужащих командирам предстояло не просто организовать, но и воспитать настоящую «крылатую пехоту»!

Этим и занялся боевой командир будущей бригады полковник В. И. Бородавкин со своей небольшой командой опытных офицеров, прибывших, как и сам Владимир Илларионович, из действующих частей: комбриг и его заместитель по вооружению полковник Скрыль – из 106-й гвардейский воздушно-десантной дивизии, остальной народ – отовсюду.

Гвардейцы привнесли в свое будущее детище особый неиссякаемый оптимизм и победный дух воздушно-десантных войск, готовность выполнить самые сложные задачи, невзирая ни на какие трудности.

ПЕРВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЫЖОК

Закончив в 1981-м Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище, я сразу стал инструктором парашютно-десантной подготовки. Отслужил два года командиром взвода в 137 пдп, в «столице ВДВ» - Рязани. Потом был Афганистан. И вот в 1983 году оказался в числе трех офицеров, которых направили в Польшу, где формировали батальон, на должности заместителя командира роты и инструктора воздушно-десантной подготовки. Служба меня увлекла. А когда рождалась бригада, одновременно с ней появились и желающие войти в ее спортивную команду по парашютным прыжкам. Я тоже согласился влиться в ее состав.

Первые показательные прыжки состоялись в День ВДВ – 2 августа 1986 года – на стадионе, напротив контрольно-пропускного пункта бригады. К тому времени мы только начали получать материальную часть. Спортивных парашютов не было совсем. Решили обойтись обычными десантными, которые управляются больше в теории, чем на практике. Начальник воздушно-десантной службы майор Д. Ф. Якименко для прыжков собрал группу офицеров, имевших достаточный опыт. В нее вошли два капитана – В. Волохов и я, а также лейтенанты Д. Брылев, А. Морозов, З. Латыпов и В. Залепаенков.

В праздничный день утром было тихо. В восемь часов мы выполнили тренировочный прыжок и приземлилась удачно: все попали именно на стадион, хотя площадка 50 на 150 м для прыжков с шестисот метров для шестерых бравых ребят была маловатой.

Как только пришло время торжества, и к 10 часам подтянулся народ, как на зло, поднялся ветерок. Как мы и предполагали, он немного раскидал нас. И хотя каждый изо всех сил тянулся, чтобы приземлиться в «заданном квадрате», на футбольном поле оказались всего двое из нас, остальные – за пределами стадиона.

Получилось не так удачно, как на первом прыжке. Но народу понравилось, и все с нетерпением стали ждать, когда начнутся массовые прыжки. Никто не знал, когда настанет такой день. Основной массе личного состава еще только предстояло научиться спускаться под куполом из-под облаков.

НА ВЫШКЕ – КОНВЕЙЕР УЧЕНИКОВ

Обычно в частях ВДВ парашютно-десантная подготовка и ознакомительные прыжки входят в курс молодого бойца. Нам же нужно было научить науке десантирования и новобранцев, и пополнение сержантов, и даже молодых офицеров, не изучивших десантное дело, причем всех – одновременно.

Проблемы начались с парашютной вышки. Каждый из обучаемых должен был выполнить здесь свои первые пять прыжков.

От самого утреннего подъема до отбоя мы в две смены вчетвером таскали парашют снизу вверх, чтобы приготовить его для нового захода. Поднимать купол на вышку после каждого прыжка при умеренном ветре даже группой плечистых ребят удавалось с большим трудом.

Очередной десантник из целого «конвейера» даже не успевал испугаться, как с командой «Пошел!» выпускающий отпускал лямки, и «студента» буквально сдувало с прыжковой площадки вышки. В общем, хоть и с большим трудом, но подготовили всех в срок.

Из этой «педагогической поэмы» запомнился один эпизод, который имел место в 1987 году.

С ПОМОЩЬЮ НЕБЕС

В то время к нам в бригаду в обмен на прибывшую молодежь для ее «разбавления» перевели группу старослужащих из других воинских частей. Так выравнивали численность рядового состава по призывам. Естественно, нам спихнули самые «сливки общества», настроенные поскорей вернуться домой. Были и такие, кто с трудом понимал по-русски. Эту «гоп-команду» досталось готовить к прыжкам именно мне.

Две недели исключительно воздушно-десантной подготовки пролетели как один день! Перед очередным взлетом я представил свою новую группу к проверке выпускающему. Майор Ю. В. Агапов – опытный офицер. На его личном счету было более 400 прыжков. Он, как полагается, осмотрел ребят, провел дополнительный инструктаж, и я взглядом проводил своих «орлов» до вертолета.

Наблюдаю заход на боевой курс. Кажется, прыгнули все. Правда, есть небольшой интервал между спускающимися куполами. Значит, кто-то упирался. Бывает.

Вертолет приземляется. Иду к выпускающему узнать подробности.

Майор – бывалый офицер, и тот долго не мог остановить свою словесную «очередь», похожую на автоматную. По всему было видно, что он возмущен. И это мягко сказано.

Это был действующий вулкан! «Шкаф» два на два с ладонью-лопатой ничем нельзя было вывести из равновесия. Тех, кто перед прыжком вдруг терялся или, не дай бог, начинал упираться, майор не уговаривал, а запросто выносил за дверь за шиворот. Но и при этом следил, чтобы парашютист одной рукой держал кольцо, а вторую прижал к телу. Раскинув руки, можно было зацепиться.

А тут, как оказалось, один из моих подопечных сначала затормозил всех, испугавшись высоты. Потом «орел» схватился обеими руками за голову и изо всех сил ломанулся в дверь вертолета с криком «Алла…!». Ну, хоть с божьей помощью, но всё же прыгнул с парашютом сам, а главное – благополучно приземлился. Молодец! И небесам спасибо!

…Через год у нас уже была большая спортивная команда. Хотя за достижениями мы не гнались, но основную цель – заинтересовать личный состав прыжками и повести ребят за собой в небо – команда выполнила! И 2 августа 1987 года над праздничным военным городком уже красовалась длинная цепь парашютистов. Нашего футбольного поля им уже было мало!».

Записала Татьяна РОМАНОВА


В ВДВ говорят: «Настоящими десантниками становятся после прыжка с Ил- 76».

Как это происходит – корреспондент газеты «Новая» наблюдал воочию на учебно-практических занятиях в 83-й отдельной десантно-штурмовой бригаде.

Я сегодня встану до зари

17 февраля для военнослужащих бригады началось в четыре утра. После подъема – ранний завтрак, погрузка в автомобили, выезд на аэродром… Офицерам и солдатам-срочникам к этому не привыкать, они ждут подобных дней с нетерпением. Именно тогда происходят моменты, когда можно испытать себя на прочность, а тем, кто в таких учениях участвует впервые, - считать себя настоящим воином-десантником, а не простым парашютистом.

Меня сопровождают старший лейтенант ВДВ Р. Абдрахимов и внештатный помощник командира по информационному обеспечению Е. Филатова. Когда мы прибываем на воздвиженский военный аэродром, более 500 человек личного состава части уже экипированы в парашютные системы. С ранцами за спиной, грузовыми контейнерами и оружием ребята выглядят воинственно красиво.

По словам Ратмира, вес груза десантника - более 50 кг.

Считайте сами, – говорит старший лейтенант,– парашютная система - 18 кг, оружие с боекомплектом – примерно 5,5 кг, а у пулеметчиков еще тяжелее. Плюс к этому грузовой контейнер весом около 30 килограммов. Обычно он используется для транспортировки радиостанций. Если десантник будет выполнять боевую задачу несколько дней, то ему необходим еще паек, спальный мешок и т. д.

Мы проходим мимо стоящих на бетонке шеренг. Командиры подразделений в который раз проверяют готовность парашютистов. В небе исправлять недочеты будет некогда, а любой незастегнутый ремешок, неспрятанный узел может стоить жизни.

Небо затягивает тучами, и парни переживают, что прыжки могут не состояться. В это же время с взлетной полосы белоснежный Ил-76 уходит на разведку погоды.

Некоторое время спустя офицеры, которые будут выпускать парашютистов, направляются ко второму воздушному кораблю на инструктаж. Он проводится постоянно и в обязательном порядке, несмотря на то, что на счету у каждого из выпускающих не меньше сотни прыжков.

Всем происходящим процессом руководит заместитель командира бригады - начальник воздушно-десантной службы подполковник Р. Самохин. Он с улыбкой отмахивается от моих вопросов. Что мол, тут рассказывать, идет обычная учеба. И просит не отвлекать от работы. Оно и понятно, организовать учения парашютистов-десантников - дело не простое.

День прыжков необходимо согласовать с авиацией, предупредить о нем командование воинских частей противовоздушной обороны, проследить за оборудованием взлетно-посадочной полосы, транспортировкой солдат, обеспечением связи с самолетами, выполняющими десантирование, и площадкой приземления. Непосредственно перед вылетом групп все инструктажи, проверки, оформление посадочных листов при посадке десантников в самолет тоже происходят под контролем подполковника Самохина.

Благодаря стараниям и настойчивости Романа Викторовича, с прошлого года заметно увеличена программа парашютных прыжков. За учебный год их совершено 14 500. Бригада первая в войсках выполнила программу воздушно-десантной подготовки. Освоили новые типы парашютных систем, - рассказывает Е. Филатова. – С начала нынешнего года десантирования проводились более 10 раз. А за время срочной службы воин-десантник может совершить до 20 прыжков.

Пока мы дожидаемся возвращения самолета-разведчика, меня посвящают в тонкости воздушно-десантного дела.

- Какое обучение проходит солдат, прежде чем ему разрешат совершить прыжок?

Ратмир Абдрахимов:

– Сначала новое пополнение знакомится с материальной частью парашюта, изучает его устройство, принцип действия, укладку. Причем каждый боец должен не менее трех раз уложить купол собственноручно. Потом ребята учатся надевать парашютную систему, крепить к ней оружие. После этого на снарядах воздушно-десантного комплекса начинаются практические занятия. На макетах воздушных судов отрабатывается посадка на борт, порядок выхода. На стапелях для подвесных систем десантники тренируются выходить из самолета, действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций в воздухе, учатся правильно приземляться. Во время занятий обращаем внимание и на физподготовку личного состава, на специальной дорожке укрепляем мышцы голеностопа, чтобы во время приземления не было травм.

- Почему настоящим считается тот десантник, который прыгнул с Ил -76?

А вы неплохо подготовились! Прыжки с Ил-76 – это показатель уже некоторого мастерства десантника. Ведь свой первый прыжок молодые бойцы совершают только с вертолета. Его скорость в момент выхода парашютистов немногим более 140 км/ч, а за один подъем десантируется 8-10 человек. После двух-трех прыжков, когда ребята привыкают в парашютному снаряжению, увереннее действуют в воздухе, их допускают к прыжку с этого самолета. Тут скорость при десантировании 360 км/ч, на борту находится сразу 84 человека, правда, за один раз выходит 42. Сами понимаете, что условия десантирования отличаются, и без определенных навыков не обойтись.

Небесные одуванчики

Пока мы беседуем, к месту посадки десантников, гудя моторами, подъезжает воздушный корабль. Командиры ходят между шеренгами и еще раз напоминают, как действовать в самолете и в воздухе.

Считаем: 501, 502, 503, кольцо, 504, 505, купол, провал… - доносится из ближайшего подразделения. – Посмотрели наверх, убедились, что парашют раскрылся, и уходим в сторону от оси самолета…

В это время к заместителю командира бригады по воздушно-десантной подготовке подходят пилоты получать «груз», а точнее посадочные листы. Это что-то вроде общего билета, в котором все «пассажирские места» распределены поименно. И вот первая корабельная группа через открытую рампу поднимается на борт. Посадка тоже осуществляется по определенным правилам: тяжелые парашютисты занимают места вдоль правого борта судна, а те, что полегче, рассаживаются вдоль левого. Последними в самолет заходит команда военнослужащих, облаченная не в обычные подвесные системы: парашютные ранцы гораздо меньше, впереди нет запасного парашюта, а прибор-высотомер расположен на рукаве куртки.

Это «арбалетчики», - поясняет Ратмир. - Так называют подразделение специальной разведки, потому что они используют для десантирования парашютную систему «Арбалет-2». Обывателям она больше знакома как «парашют-крыло». И тренировочные прыжки спецназовцы делают не с 800 метров, как все, а с 2000.

Вслед за командой и мы поднимаемся в самолет пожелать всем удачи. Парни притихли, слушая перед взлетом последние наставления командиров. Безбилетного журналиста в полет не взяли, но командир корабля разрешил сфотографировать солдат в салоне самолета.

Пока крылатая машина взлетает и набирает высоту, мы добираемся к площадке приземления десанта, затерявшейся среди полей за Корсаковкой. Полянка для сбора и проверки парашютов, застланная брезентом, расположилась на небольшом пригорке. Рядом – шест с «колдуном». Так называют матерчатый конус для определения силы и направления ветра.

Недалеко красными лентами по земле выложен крест, на него во время посадки ориентируются арбалетчики. Все остальные десантники приземляются на просторной поляне. Их парашютные системы Д-10 управляются не так, как летающее крыло, а полоса разброса парашютистов после выхода с борта растягивается почти на километр.

Вон он, первый Ил-76, - военнослужащие показывают за линию горизонта.

Крылатая машина, словно альбатрос, пролетает над равниной и уходит на второй круг. Следом за нею на небесном просторе раскрываются одуванчики куполов. Буквально через полторы минуты первая группа десантников уже у земли. Погода тихая, и гасить наполняемый ветром парашют не нужно. Белая воздушная материя ложится на высокие ковыли, покрывая их будто снежный сугроб. Приземлившиеся ребята энергично сплетают стропы и укладывают их в сумки вместе с легким капроном. Среди овражка появился разноцветный флажок. Так командир обозначил место сбора своего подразделения. У каждого свой цвет флага.

Мужская работа

Десантник не просто парашютист, он солдат. И прыжок совершает не ради эффектного приземления, а чтобы вдали от района дислокации воинской части выполнить боевую задачу без оглядки на рельеф местности и погоду. Вот и на этот раз после посадки бойцам пришлось попотеть. Собравшись вместе, воины занимают круговую оборону. Отцы-командиры уточняют план действий. Военнослужащие расходятся в цепь и по номерам продвигаются к точке расположения условного противника. Сначала короткой перебежкой передвигается первая шеренга, затем вторая и снова первая, вторая… Боевые группы с разных сторон подходят к установленной точке. Солдатам приходится и в снегу поваляться, и в придорожной пыли. Начинаю понимать смысл десантной пословицы: «Три секунды ты – ангел, две минуты – орел, а остальное время – лошадь».

В это же время приземляются оставшиеся в самолете 42 человека, а в небе показывается второй борт.

Кажется, будто находишься в районе боевых действий. Одни подразделения с криком «ура» штурмуют рубежи условного противника. В след за ними подтягиваются новые силы, а последний десант складывает купола.

На точке приземления за всем эти действом наблюдал заместитель командира 83-й бригады подполковник С. Шуховцев.

По его словам, за год срочной службы солдат успевает прыгнуть с самолета Ил 76 пять-шесть раз. Причем всегда выполняется определенная учебно-тренировочная программа. На этих учениях перед десантниками стояла задача после приземления осуществить сбор по подразделениям, выйти в указанный район и провести практические занятия по боевой подготовке. Поставленная цель в основном достигнута, хотя заметны недочеты. Значит, есть над чем работать.

К вечеру после учений и тренировок подразделения стягиваются в пункт сбора. «Ну что, с очередным!» - слышатся поздравления. И мальчишки бурно обсуждают проведенное занятие…

Завтра десантники будут разбирать ошибки и недочеты, снова будут укладывать парашюты, готовясь к новым учениям. Но глаза ребят, несмотря на усталость, светятся задором. Не зря старший лейтенант Р. Абдрахимов сказал, что в 83-й бригаде, как и в других подобных воинских частях, служат люди, влюбленные в ВДВ. Другие тяжелых воинских будней не выносят. Ведь романтика только в кино, а в повседневной жизни служба в воздушно-десантных войсках – это нелегкая работа.

Асы ВДВ

Увлеченные беседой солдаты то и дело поглядывают на горизонт, откуда должен появиться очередной борт. С него будут прыгать арбалетчики. А вот и он. Самолет идет гораздо выше, чем предыдущие. За ним в затянутом пеленой небе появляются черные точки парашютистов. Через мгновение над ними расправляются белые крылья. Подразделение специальной разведки выполняет другие задачи, нежели простой прыжок. На место приземления они должны попасть с высоты два километра.

Не проходит и пары минут, как крылатые разведчики уже кружат над площадкой, по очереди заходя на посадку. Молодые бойцы с завистью наблюдают, как асы один за другим приземляются в обозначенную точку.

Подхожу к десантнику, собирающему «крыло».

- Ну, как там, в небе?

Сегодня тихо, ветер не сносит в сторону, - улыбается он в ответ. – В такую погоду только бы и прыгал.

- Какое расстояние можно преодолеть на таком парашюте?

Если покинуть борт на высоте 8000 метров с парашютной системой «Арбалет-2», то можно пролететь до 40 километров. Эти характеристики парашюта облегчают выполнение боевой задачи, потому что сохраняется скрытность десанта и корабля. Ведь самолет движется в удалении от объекта назначения, а разведчики сами подлетают к нему на возможно близкое расстояние.

- Существуют ли зарубежные аналоги?

Есть и зарубежные, и отечественные, но ими управлять немного сложнее. «Арбалет-2» как раз для десанта. Он надежен и прощает многие ошибки.

А город подумал…

Когда наш автомобиль на пути домой выехал за Корсаковку, навстречу двигалась колонна «уралов», которые ехали за бойцами. Мелькнула мысль: «А ведь еще ничего не закончилось. Но за выполнение другой задачи берутся уже другие бойцы. У них свое задание - доставить военнослужащих и десантируемые грузы на аэродром, а затем - до места дислокации. И водители тоже должны проявить свое мастерство, чтобы все прошло без сучка и задоринки».

Уже дома первый же знакомый рассказал мне, что сегодня целый день над городом кружили самолеты. Признаюсь, приятно было ощущать, что был причастен к этим полетам, общался с мужественными людьми и целый день прожил одной жизнью вместе с десантниками 83-й отдельной десантно-штурмовой бригады.

Андрей ТКАЧЕВ